Цель и задача детского праздника, досуга или развлечения в реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями одна – доставить радость детям. Существуют несколько моментов в подготовке и проведении праздников для детей с задержкой умственного развития, на которые необходимо обратить внимание. Во-первых, продолжительность праздника не должна превышать 35-40 минут. Это связано в первую очередь с повышенной утомляемостью детей. Любой, самый интересный праздник может стать для них недоступным, мучительным созерцанием, так как они не могут долго удерживать внимание, быстро истощаются и утомляются. Во-вторых, желательно избежать репетиционных занятий. Любое мероприятие должно логично и непосредственно вытекать из плановых занятий. Материал желательно брать такой, чтобы он не вызывал затруднений как для восприятия, так и для исполнения. В-третьих, не следует пресыщать их аттракционами и всякого рода сюрпризами. Доставляя радость детям, вызывая положительные эмоции, постараться не перевозбудить их, помня об остро истощаемой нервной системе умственно отсталых детей. В сюрпризных моментах использовать узнаваемые, знакомые образы. Необходимо тщательно продумать роль ведущего. Зная, как трудно вызвать адекватные эмоции у детей с задержкой умственного развития, ведущий своим поведением показывает, как надо реагировать на те или иные события, происходящие по сценарию. Он искренне удивляется, радуется, грустит вместе с детьми и часто призывает их сопереживать. В сценариях слова ведущего продумываются особенно тщательно. Дети из-за слабости мышления и ограниченного запаса представлений не понимают многих слов. Все происходящее на празднике следует обговаривать, объяснять, наглядно показывать, активно использовать мимику и жесты.

Например: Посмотрите, кто идет! Что у него в руках? Он играет на дудочке! Давайте похлопаем! Объясняются также эмоции: Пастушок грустит… Она плачет… Необходимо обязательно объяснять причинно-следственную связь. Чтобы активизировать внимание детей, желательно задать вопрос. На вопросы более сложные можно отвечать вместе с детьми, чтобы избежать заведомо неправильных ответов. Ведущий не должен быть многословным. Слово должно быть точным, кратким и понятным. Кроме того, ведущий отвечает за все организационные моменты. Он должен владеть детской аудиторией, уметь в любой момент правильно отреагировать на любую нестандартную ситуацию, сложившуюся из-за непредсказуемого поведения детей (кого-то мягко, ненавязчиво усадить на стульчик, на свое место; кому-то найти пару в танце; кому-то помочь преодолеть страх и выйти в круг). Конечно, в проведении праздника немаловажную роль играют воспитатели (это и атрибутика, и выступления детей, их поведение на празднике, их настроение и психологический комфорт).

Весь праздник, его подготовка и проведение – это результат коллективного творчества. В нем участвуют дети всех возрастных групп. Это целесообразно в реабилитационном центре, так как детей в каждой возрастной группе немного. По характеру нарушений дети разные – есть с более сохранным интеллектом, есть дети достаточно сложные и по характеру и по развитию. Часто случается, что кто-то из детей не может принимать участие в некоторых видах деятельности (пении, танцах и т.д.) в силу своих физических, речевых, поведенческих (аутизм) нарушений. Поэтому очень важно и их включать в общие хороводы, танцы – здесь большую роль играет воспитатель. Нельзя оставлять ребенка во время праздника без внимания. (Воспитатели ГБУ СО РЦ «Озерный» Афонаскина И.Г. Сенина И.С.)